Рокки Бальбоа — икона. Созданный и сыгранный Сильвестром Сталлоне, персонаж появился в восьми фильмах за почти 50 лет, и Рокки задал шаблон для множества спортивных фильмов. Но Рокки уникален, его путь не похож на других голливудских персонажей, со взлётами и падениями на протяжении долгой и выдающейся карьеры. В фильмах серий «Рокки» и «Крид» Итальянский Жеребец прошёл полный путь, часто отражавший судьбу своего создателя, и именно эта человеческая сторона, уязвимая к победам и поражениям, делает его столь особенной героической фигурой в кинематографе.
Сталлоне идёт до конца
Сильвестр Сталлоне написал сценарий «Рокки» в середине 1970-х. На тот момент у него было несколько ролей второго плана, но он ещё не добился успеха, и «Рокки» стал попыткой заявить о себе. Хотя MGM хотела видеть в главной роли звёзд вроде Роберта Редфорда, Райана О’Нила или Берта Рейнольдса, Сталлоне и его агенты настояли на его кандидатуре. Риск оправдался — «Рокки» стал сенсацией, получил «Оскар» за лучший фильм и режиссуру в 1977 году, а Сталлоне был номинирован как лучший актёр. Фильм задал шаблон для историй о неудачниках и закрепил важность тренировочных монтажей. Главное, он доказал, что Сталлоне способен создать фильм.
Зрителей привлекла история никчёмного человека, получившего уникальный шанс. Рокки не стремится победить Аполло Крида — он хочет лишь «пройти дистанцию». «Рокки» — одинокий фильм, где Бальбоа бегает по улицам ранним утром, имея поддержку только своей девушки Адриан (Талия Шир). Фильм понимает отчаяние; та же жажда движет Рокки и его создателем. «Рокки» стал для Сталлоне шансом проявить себя, и закулисная история фильма так же вдохновляет, как и та, что на экране.
Неудивительно, что после успеха фильма Сталлоне мог задаться вопросом, не случайность ли это. Его режиссёрский дебют после «Рокки», «Райский переулок», разочаровал, и к моменту работы над «Рокки 2» будущее Сталлоне было неопределённым. Сиквел переплетает жизнь Рокки с жизнью Сталлоне — в начале показан отрывок с участием звезды в «Маппет-шоу», — и герой задаётся вопросом, не мимолётный ли он успех. Сталлоне бросает себе вызов, выступая не только сценаристом и звездой, но и режиссёром, возможно, стремясь искупить провал «Райского переулка». «Рокки 2» стал ещё одним успехом, позволив Рокки Бальбоа одержать решительную победу и закрепив место Сталлоне среди звёзд первой величины.
Рокки на вершине мира
В 1982 году Сталлоне был одной из крупнейших кинозвёзд мира, и в «Рокки 3» боксёр остаётся чемпионом, но становится ленивым. Амбициозный новичок Клаббер Лэнг (Мистер Ти) бросает вызов его самодовольству и создаёт настоящую угрозу после нескольких лёгких боёв. К этому времени Сталлоне стал любимой знаменитостью, как и Рокки. Он живёт в кричащем особняке и больше наслаждается восхищением фанатов, чем тренируется, из-за чего терпит поражение в первом бою с Клаббером. Рокки быстро понимает, что нужно стать серьёзнее, и отправляется в Лос-Анджелес тренироваться с Аполло Кридом перед боем за пояс.
Возможно, Сталлоне исследовал собственные страхи успеха и потери того, что привело к взлёту. Чувствовал ли он потребность вернуть собственный «глаз тигра»? Был ли восходящей звездой экшена Арнольд Шварценеггер — чей «Конан-варвар» вышел тем же летом — для Сталлоне своим Клаббером Лэнгом, подталкивающим его к новым вершинам? После «Рокки 3» Сталлоне пошёл на большие риски, сыграв в «Первой крови» второго знакового персонажа, Джона Рэмбо, режиссируя мюзикл «Остаться в живых» и снимаясь с Долли Партон в «Ринстоуне». Сталлоне, казалось, был полон решимости оставаться на вершине — тот же урок, который пришлось усвоить Рокки в третьем фильме.
Хотя «Ринстоун» и «Остаться в живых» провалились, Сталлоне стал ещё популярнее после успеха «Рэмбо: Первая кровь». В 1985 году «Рэмбо: Первая кровь, часть 2» усилил экшен и получил похвалу от президента Рональда Рейгана. Спустя несколько месяцев «Рокки 4» стал триумфом; оба фильма собрали 300 миллионов долларов в прокате, закрепив за Сталлоне статус одной из самых кассовых звёзд мира. В четвёртом фильме Рокки всё ещё на вершине, утопает в роскоши — у шурина Поли даже есть робот. Рокки возвращается на ринг после гибели Аполло от рук советского бойца Ивана Драго. Взяв пример с Рэмбо, Рокки сражается в холодной войне на ринге в фильме, так влюблённом в свои излишества, что Сталлоне удваивает тренировочные монтажи и завершает фильм проповедью о демократии перед народом России. На этом этапе Рокки больше, чем спортивная звезда — как и Сталлоне, он американский герой. Оставалось только падать.
Долгое падение на землю
Пять лет после «Рокки 4» были особенно тяжёлыми для Сталлоне. Фильм «Кобра» имел финансовый успех, но была разгромлен критиками, а драму про армрестлинг «Изо всех сил» никто особо не полюбил. На каждый «Танго и Кэш» приходилась «Тюряга». Даже «Рэмбо 3» не повторил успеха предшественников, получив разгромные отзывы и меньшие сборы, а Сталлоне удостоился «Золотой малины». В ответ Сталлоне вернулся к своему самому стойкому персонажу, вернув Рокки к истокам. В «Рокки 5» боксёр почти разорён, страдает от повреждений мозга из-за слишком большого количества боёв и пытается наладить связь с сыном (Сейдж Сталлоне). Он тренирует дерзкого молодого бойца, который в итоге предаёт его, и они сражаются на улицах.
«Рокки 5» — худший фильм франшизы, унылый повтор, который не спасает даже возвращение режиссёра первого «Рокки» Джона Г. Эвилдсена. Это наименее кассовый и худший по рейтингам фильм серии. Но у него есть свои достоинства. Как и другие фильмы, он отражает карьеру Сталлоне того времени, упавшую и пытающуюся остаться актуальной. Падение Рокки с вершины создаёт уникальный путь героя, переходящего в более спокойную стадию жизни. Сталлоне возвращает персонажа в его филадельфийский дом и превращает уверенного героя экшена в бормочущего, неуверенного человека. Это может не сработать, но это интересный этап в пути персонажа — и актёра.
Без «Рокки 5» не было бы «Рокки Бальбоа», вышедшего через 16 лет после предполагаемого финального боя. Фильм показывает Рокки в более сдержанном, одиноком состоянии. Адриан умерла, он отдалён от сына и проводит вечера в своём ресторане, рассказывая о днях славы. Когда компьютерная симуляция предполагает, что он может победить действующего чемпиона, Рокки понимает, что у него «ещё кое-что осталось в подвале», и возвращается на ринг. Фильм завершается тем же финалом, что и оригинальный «Рокки», где Бальбоа проигрывает раздельным решением, но завоёвывает сердца зрителей.
Фильм стал успехом, вновь отражая карьеру Сталлоне. Кроме отдельных хитов, таких как «Разрушитель», «Скалолаз» и признанная критиками роль в «Полицейских» Джеймса Мэнголда, карьера Сталлоне после «Рокки 5» была полна провалов вроде «Стой, или моя мама будет стрелять», «Гонщик» и «Детоксикация». Возвращение Рокки изначально многие восприняли как шутку. Но Сталлоне вдохновился верой Рокки в то, что «дело не в том, как сильно бьёшь, а в том, как сильно можешь принять удар и продолжать идти вперёд». Он оживил свою карьеру, возродив Джона Рэмбо и запустив новую франшизу с «Неудержимыми». Доведя персонажа до вершины и вернув на землю, Рокки ему больше не понадобился. Но он понадобился кому-то другому.
«Крид» и будущее Рокки
Хотя Рокки Бальбоа повесил перчатки на гвоздь, Голливуд не закончил с Итальянским Жеребцом. В 2015 году режиссёр Райан Куглер выпустил «Крид», рассказывающий о сыне Аполло Крида, Адонисе (Майкл Б. Джордан), который разбирается со сложным семейным наследием. Сталлоне вернулся в роли наставника Адониса, борющегося с раком. Роль почтила место Рокки — и Сталлоне — в пантеоне спортивных фильмов и, помимо финансового и критического успеха, принесла Сталлоне номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Рокки вернулся в «Крид 2», где в финале воссоединился с сыном, позволив Адонису двигаться дальше самостоятельно в «Крид 3».
Но был ли это действительно конец для Рокки? Сталлоне выразил разочарование по поводу «Крид 3», а вопросы прав на персонажа сложны, поскольку Сталлоне больше не владеет своим героем. Официальных новостей нет; Amazon анонсировала сериал, посвящённый Криду, и Майкл Б. Джордан намекнул, что готов снять четвёртый фильм, но участие Сталлоне остаётся неясным. Тем не менее карьера Сталлоне всё ещё на высоте, и пока он работает, есть потенциал для новых историй о Рокки.