Когда вы думаете о фильмах про шпионов, скорее всего, вам представляется Дэниел Крэйг в смокинге или Том Круз, бросающийся с чего-нибудь очень высокого и опасного. Но лучшие шпионские фильмы варьируются от мрачных процедурных драм до пронзительных психологических исследований, некоторые из которых показывают совершенно непривлекательную жизнь тех секретных агентов, которые выбирают скрытое наблюдение и предательство ради долга вместо личного счастья. Многие из них, включая похожие на детективы, раскрывают реалии разведки. Но не волнуйтесь: даже самые прилежные шпионы в итоге вынуждены поучаствовать в действии.
Итак, без лишних разговоров — рейтинг из 25 лучших шпионских фильмов всех времён.
25. Миссия: невыполнима (1996)
Том Круз превратил Итана Ханта в свой личный, бросающий вызов возрасту проект перформанса, наслаждаясь возможностью дарить каскадёрам как можно больше выходных. Здесь его лейтенант IMF внезапно оказывается на позиции лидера (после поворота сюжета, который невероятно разозлил фанатов оригинального телесериала), собирая команду для поиска списка внедрённых агентов, пока злодейка в исполнении Ванессы Редгрейв не доберётся до него. По пути режиссёр Брайан Де Пальма поддерживает динамику фирменным визуальным стилем. Дуэль вертолёта и поезда задаёт тон ещё более нелепым трюкам «Миссии: невыполнима» в будущем, а сюжет служит лишь предлогом, чтобы перебрасывать зрителя от одного зрелищного эпизода к другому. Этот фильм можно скачать на популярных платформах.
24. Остров Паскали (1988)
Для некоторых (пусть и вымышленных) шпионов работа связана с опасностью, соблазном и невероятными перестрелками. Но для других это всего лишь работа, в которой больше скуки и разочарования, чем взрывающихся ручек и погонь на вертолётах. Для одинокого взгляда на рутинную разведывательную работу обратитесь к фильму Джеймса Дирдена «Остров Паскали», где Бен Кингсли играет забытого шпиона на греческом острове в последние дни Османской империи.
Добросовестно отправляя донесения своим молчаливым и далёким начальникам, Паскали считает зарплату доказательством значимости своей работы. Но появление таинственного англичанина в исполнении Чарльза Дэнса выбивает Паскали из колеи, заставляя сомневаться в своей цели (и в дружбе с прекрасной австрийской художницей, которую играет Хелен Миррен). Вскоре становится ясно, что его искренние попытки шпионской работы могут привести к политической катастрофе. Кингсли играет трогательно уязвимого человека, чья преданность безразличному правительству лишает его единственной близости, которую он знал.
23. Правдивая ложь (1994)
Легко упрекнуть голливудские шпионские франшизы вроде «Миссии: невыполнима» в излишествах, но им далеко до безумно развлекательного и чрезмерного комедийного боевика Джеймса Кэмерона. В главной роли — Арнольд Шварценеггер как супер-шпион, невероятным образом совмещающий двойную жизнь обычного семьянина с ничего не подозревающей женой (Джейми Ли Кёртис). «Правдивая ложь» изобилует всем доведённым до предела, что делает её похожей на современные блокбастеры.
После того как он снова пропускает семейное событие (в это время он предотвращал ядерную угрозу со стороны зловещего «Багрового джихада»), Гарри Таскер в исполнении Арнольда пытается примирить жену с их браком и одновременно предотвратить террористический заговор против крупнейших городов США. Благодаря комедийным (и физическим) талантам Кёртис и Тома Арнолда «Правдивая ложь» в руках мастера экшена Кэмерона становится взрывным аттракционом.
22. Шпионский мост (2015)
Оставьте это Стивену Спилбергу — он сумел найти светлую сторону шпионажа, когда всамериканский герой Том Хэнкс с отвагой возглавил историю о знаковом обмене пленными времён холодной войны, написанную в соавторстве с братьями Коэн. Конечно, не всё так радужно: адвокат Хэнкса упорно защищает конституционные права русского шпиона в исполнении Марка Райлэнса, что в охваченной «красной угрозой» Америке воспринимается как предательство.
Райлэнс получил «Оскар» за роль скромного агента Рудольфа Абеля, а Хэнкс (в роли реального адвоката Джеймса Б. Донована) терпит растущее подозрение за приверженность американским принципам, сталкивается с карьерными провалами и угрозами смерти от сограждан. Но именно в сцене дотошно воссозданного обмена на КПП «Чарли» (с участием сбитого американского пилота-шпиона Гэри Пауэрса) Спилберг показывает, на что способен мастер кино в создании напряжённых эпизодов.
21. Мюнхен (2005)
Стивен Спилберг показал, что умеет обращаться и с тёмной, жестокой стороной шпионских фильмов, за 10 лет до «Шпионского моста». Об этом был его напряжённый рассказ о реальных ликвидациях, проведённых «Моссадом» после теракта на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене, когда были убиты 11 израильских спортсменов. Эрик Бана и Дэниел Крэйг отправляются в глобальную охоту за палестинцами, ответственными за бойню, параллельно сражаясь с убийцами и собственной измученной совестью. Обе стороны оказываются одинаково опасны, а Спилберг изображает этих людей как исполнительных, но внутренне раздираемых инструментов национальной мести. Этот фильм — пример шпионского детектива, раскрывающего сложные моральные вопросы.
Привлечение признанного режиссёра к столь политически и исторически острой теме — рецепт скандала, и «Мюнхен» подвергся критике со всех сторон. Получив номинации на «Оскар» за лучший фильм и лучшую режиссуру, картина была обвинена в излишней мягкости в отношении обеих сторон конфликта Израиля и Палестины — и в том, что превратила острый материал в более удобоваримую притчу о природе насилия. Тем не менее многочисленные напряжённые сцены и эпизоды экшена в «Мюнхене» придают истории неоспоримое напряжение.
20. Миссия: невыполнима — Смертельная расплата. Часть первая (2023)
После шести фильмов за 27 лет франшиза «Миссия: невыполнима» продолжилась почти трёхчасовой частью (часть 2 вышла летом 2025 года). Снова Итан Хант в исполнении Тома Круза — это скорее супергерой, чем супершпион, а 61-летний актёр снова испытывает пределы того, что может выдержать (в его случае — реально, без каскадёров) человек.
Так как долгоживущие шпионские серии часто отражают наши страхи, врагом в «Смертельной расплате» становится коварный ИИ, угрожающий военным и финансовым системам мира. Режиссёр Кристофер МакКуорри — с бюджетом почти $300 млн и фанатично преданным главным актёром — задействует все возможные трюки, пока команда мчится по миру (например, когда Хант прыгает на мотоцикле с высокой скалы и затем приземляется с парашютом на мчащийся поезд). Цитируя в числе вдохновений фильм «К северу через северо-запад» (который был и важным источником идей для фильмов о Джеймсе Бонде), авторы показывают цикличность стиля «Миссии: невыполнима». Так или иначе, «Смертельная расплата» — апофеоз шпионского блокбастера с огромным бюджетом.
19. Превосходство Борна (2004)
Мэтт Дэймон идеально подходит на роль Джейсона Борна — американского солдата, которого собственное правительство превратило в запрограммированного безжалостного убийцу. Его притягательная холодность делает Борна, впервые появившегося в Средиземном море в «Идентификации Борна» 2002 года, правдоподобным героем, а его страдания придают шпионской франшизе серьёзность. Этот первый сиквел — возможно, вершина всей серии, построенная как захватывающий поиск мести и искупления в духе современного шпионского детектива.
Когда Пол Гринграсс с его ручной камерой сменил на посту режиссёра Дуга Лаймана, «Превосходство Борна» показало, что счастливые концовки шпионам достаются редко (фанаты первой части могут быть возмущены тем, как был убран ключевой персонаж ради запуска сюжета.) Когда Борна обвиняют во взрыве и краже в Германии, агент с провалами в памяти в исполнении Дэймона мчится по миру, используя мышечную память всех грязных шпионских трюков, которым его научила секретная программа ЦРУ, чтобы докопаться до правды.
Актёрский состав остаётся блестящим (Джоан Аллен, Брайан Кокс, Джулия Стайлз, Карл Урбан), пока Борн проходит через хитроумные комбинации, дерзкие побеги в последний момент и по-настоящему жестокие бои, чтобы достичь своей цели. Разгадка его истинного предназначения лишь подчёркивает уродливую цену международной игры.
18. Досье Ипкресс (1965)
Во время первой волны мании по Джеймсу Бонду Майкл Кейн сыграл совершенно иного шпиона в «Досье Ипкресс» 1965 года — и это было задумано именно так. Этот триллер (по роману Лена Дейтона) создавался как ироничная и более мрачная альтернатива растущей франшизе о Бонде. Кейн сыграл стильного, слегка дерзкого британского агента в очках, который выходит на след заговора против учёных всего мира. Фильм спродюсирован Гарри Салтцманом (продюсером «Бонда») и с музыкой Джона Барри (частого композитора «Бонда»), но на этом сходства Гарри Пальмера с 007 заканчиваются.
Наглый лондонский простак, постоянно заваленный рутинными обязанностями, Пальмер (наряду с «Альфи» годом позже) стал рождением образа Майкла Кейна как суперзвезды-обывателя. Призванный на службу после криминального прошлого, Пальмер презирает подавляющую бюрократию, но при этом доказывает себя как способный сыщик и, если нужно, жестокий боец. Все штампы холодной войны — промывание мозгов, пытки, секретная микроплёнка — присутствуют, а Пальмер (которого Кейн сыграл ещё в четырёх фильмах) упорно доказывает свою силу против врагов как внутри страны, так и за её пределами.
17. Джулия (1977)
Жизнь писательницы Лилиан Хеллман может показаться странным источником для напряжённой шпионской истории, но эта драма оправдывает ожидания. Следуя за карьерой драматурга (Джейн Фонда) и её отношениями с писателем детективов Дэшиэлом Хэмметом (Джейсон Робардс), фильм Фреда Циннемана оживает во второй половине, когда Хеллман едет в военную Европу на поиски своей подруги детства Джулии (великолепная Ванесса Редгрейв), чей интеллектуальный путь превратил её в шпионку, борющуюся с фашизмом.
Когда либеральная, но наивная Хеллман (которую позже саму обвинят в «антиамериканской деятельности») совершает опасное путешествие в нацистскую Германию, чтобы передать деньги соратникам Джулии по сопротивлению, Циннеман создаёт одну из самых напряжённых и мастерски исполненных сцен в истории шпионского кино. После ужасающего эпизода, где фашисты сбрасывают учёных с балконов, мы видим, как Джулия проводит Лилиан через сдержанный обмен, где их трогательное воссоединение оборачивается рискованным шпионским трюком.
16. Ронин (1998)
Разумеется, шпионские фильмы — это не только о грустных мрачных людях с микрофонами и микрофильмами. Иногда это о грустных мрачных людях, стреляющих друг в друга на живописных французских дорогах в погонях, перестрелках и предательствах. В этом триллере режиссёра Джона Франкенхаймера стареющая, измотанная звезда боевиков Роберт Де Ниро получает всё это.
Де Ниро играет наёмника, которого загадочная ирландка (Наташа Макэлхоун) нанимает в международную команду для поиска и захвата металлического кейса. «Ронин» так и не раскрывает, что в этом чемодане, и в этом весь смысл — для всех собравшихся солдат удачи всегда найдётся чемодан. Франкенхаймер управляет поворотами (и парой лучших автопогонь в истории) как хитрый кукловод, а Де Ниро, в одной из своих последних великих ролей, скрывает истинную суть персонажа до самого финального поворота.
15. Цель номер один (2012)
Подобно «Мюнхену», основанная на реальных событиях оскароносная история Кэтрин Бигелоу о терроризме и возмездии получила столько же восторженных отзывов, сколько (часто противоречивой) критики. Охота американских спецслужб за Усамой бен Ладеном показана как глобальная операция, где целеустремлённая аналитик ЦРУ в исполнении Джессики Честейн выстраивает цепочку из редких и разрозненных зацепок — даже если они получены в ходе так называемых «усиленных методов допроса» в секретных тюрьмах.
Бигелоу превращает одержимость героини Честейн в захватывающее детективное расследование, щедро сдобренное реальными техническими средствами разведки, которые заставили бы самого Джеймса Бонда покраснеть. По мере того как поиски набирают обороты, скатывание послепатриотической Америки в открыто показанные пытки остаётся неразрешённым моральным вопросом, а сдержанная Честейн продолжает свой единственный путь к справедливости. Прежде всего, «Цель номер один» — это напряжённейшая реконструкция одной из самых масштабных разведывательных операций в истории, а отказ фильма от простых моральных ответов отражает самую мрачную сторону шпионской игры — и человеческой природы.
14. 39 ступеней (1935)
Если верить кино, то вокруг нас всегда существуют обширные, переплетённые сети коварных агентов — и неудивительно, что одни из лучших фильмов о шпионах рассказывают о простых людях, случайно узнавших то, что им знать не положено. Именно такова завязка шпионской драмы Альфреда Хичкока «39 ступеней», которая стала образцом жанра: двое совершенно разных людей оказываются в постоянной (и весьма увлекательной) опасности в довоенной английской провинции, кишащей скрытыми шпионами.
Невиновный мужчина (Роберт Дона́т) втягивает в свой побег от сети агентов такую же невиновную случайную попутчицу (Мадлен Кэрролл), после того как к нему попадает совершенно секретная информация. Естественно, они в итоге влюбляются друг в друга (что для тех времён выглядело весьма смело), но не раньше, чем Хичкок поместит их в цепочку изысканно опасных ситуаций, доведённых до всё ещё сенсационной развязки на сцене лондонского «Палладиума».
13. На секретной службе Её Величества (1969)
Единственное появление Джорджа Лэзенби в роли 007 — между пятым и шестым фильмами Шона Коннери — изо всех сил старается выделиться как совершенно особая глава в главной британской шпионской франшизе. Фильм вносит в привычный формат долгожданную долю суровости и душевности. Это первая (и на протяжении большей части истории персонажа — единственная) серия Бондианы, где супершпион обретает настоящую эмоциональную уязвимость, позволяя себе влюбиться в главную героиню, а не использовать её как случайное увлечение.
По сюжету Бонду поручают защищать графиню Терезу «Трейси» ди Виченцо (Диана Ригг), дочь крупного криминального босса, которая помогает ему выйти на Эрнста Блофельда (Телли Савалас) и операцию SPECTRE по созданию биологического оружия в швейцарских Альпах. Пока чувства к графине крепнут, перед зрителем раскрывается более многослойный и человечный образ агента, что логично — ведь в основе этой линии, возможно, лежал реальный трагический роман Яна Флеминга времён Второй мировой. Кроме того, снежные боевые сцены — от хаотичных спусков на лыжах до лихих погонь по льду — входят в число лучших во всей Бондиане.
12. Тихий американец (2002)
Жанровый шедевр получает на редкость сдержанную адаптацию в этой вьетнамской драме по роману Грэма Грина (который, как и Фредерик Форсайт и Джон ле Карре, служил в британской разведке MI6). Несмотря на внешнюю форму любовного треугольника, фильм постепенно раскрывается как ещё одна история о столкновении эмпатии и шпионажа.
Майкл Кейн играет опустившегося британского журналиста в 1950-е годы в оккупированном французами Вьетнаме. Потеря молодой вьетнамской любовницы (До Тхи Хай Йен), которая уходит к американскому агенту под прикрытием (Брендан Фрейзер, блистательно воплощающий напористое олицетворение антикомунистической политики США), толкает циничного героя Кейна на то, чтобы впервые ввязаться в шпионскую игру — с трагическим исходом. Это фильм Кейна: именно его растерянное переплетение эгоизма и усталости от жизни закладывает основу этой тихо опустошающей истории.
11. День Шакала (1973)
Фредерик Форсайт — ещё один классик шпионского жанра, и его художественная версия покушения 1962 года на президента Франции Шарля де Голля (организованного в армии) легла в основу этого холодного и скрупулёзного триллера. Как и ле Карре, Форсайт сотрудничал с MI6 (в качестве многолетнего внештатного информатора). Журналистские навыки позволили ему создать историю о последствиях предоставления Алжиру независимости, что поставило де Голля под прицел наёмного убийцы.
Тогда ещё малоизвестный актёр Эдвард Фокс безупречен в роли «Шакала» — киллера, нанятого ультраправой организацией OAS для ликвидации президента. В этом шпионе нет ничего броского или страстного: он холодный, точный инструмент, меняющий обличья и ускользающий от многочисленных спецслужб, пока идёт к цели. Майкл Лонсдейл достойно противостоит ему в роли французского полицейского, которому поручено предотвратить покушение. Шакал убивает лишь из прагматизма; детектив добивается успеха благодаря такой же бесстрастности и упорству. Поэтому финал фильма, от которого белеют костяшки пальцев, сводится к малейшей ошибке — и показывает, что весь мир шпионажа уязвим даже перед песчинкой.
10. Шпион, пришедший с холода (1965)
Экранизация романа Джона ле Карре в постановке Мартина Ритта — мрачный шпионский триллер, где вновь появляется Джордж Смайли (см. №3 в этом списке). Но именно здесь его закулисные манёвры лучше всего демонстрируют, насколько хладнокровным приходится быть человеку на такой должности. Смайли поручает разочарованному агенту МИ6 Але́ку Лимасу (Ричард Бёртон) очернить офицера восточногерманской разведки в разгар Холодной войны. Хотя сначала всё выглядит как подготовка к переходу на другую сторону, Лимас вскоре понимает (слишком поздно), что эта смертельная игра превращает в пешек и друзей, и врагов.
Благодаря пронзительной игре Бёртона, падение Лимаса кажется абсолютно реальным: им жестоко манипулируют и англичане, и восточные немцы. Кукловодство доходит и до его отношений с наивной британской коммунисткой (трагичная Клэр Блум), которая становится разменной картой в его двойной игре, доказывая, что в слежке не остаётся места чувствам. И всё же эти «грязные подонки» (как Лимас их называет) всё равно зависят от людей в качестве источника информации — и финал фильма показывает цену, которую приходится платить, когда ты отрезаешь себя от собственной души.
9. На север через северо-запад (1959)
Один из самых захватывающих триллеров в истории кино: Альфред Хичкок снова обращается к любимому сюжету — «невиновный человек под подозрением» — и развивает его в цепь самых культовых сцен мирового кино. Кэри Грант никогда не был таким обаятельным и лёгким, как в роли Роджера Торнхилла, ничего не подозревающего рекламщика, которого банда головорезов, шпионов и антиамериканский заговорщик (Джеймс Мейсон) принимают за правительственного агента. По пути наш находчивый герой встречает Еву Кендалл (Ева Мари Сейнт), чья внезапная влюблённость объясняется не только тем, что её партнёра играет Кэри Грант.
Для стандартного сюжета про микрофильм и измену (разъяснение которого Хичкок нарочно заглушает рёвом самолёта) фильм с первых минут захватывает зрителя и уносит его от одного впечатляющего эпизода к другому. В финале вся история буквально повисает на каменных лицах президентов на горе Рашмор, задавая планку для масштабных и дерзких триллеров на десятилетия вперёд.
8. Маньчжурский кандидат (1962)
Для ищущих более вычурного рассказа о тайных агентах и теневых силах, стоящих за ними, фильм Джона Франкенхаймера «Маньчжурский кандидат» — верный выбор. Фрэнк Синатра умел по-настоящему играть когда хотел, и его суровый ветеран Корейской войны впечатляет, когда он пытается разобраться, почему его бывший армейский приятель и начинающий политик (Лоуренс Харви) остаётся смутным воспоминанием для него и его выживших товарищей по отряду.
Отточенные боевые сцены (Синатра и Генри Силва устраивают невероятно захватывающий для тех времён бой с элементами боевых искусств) и одна из величайших злодейских ролей Анджелы Лэнсбери сочетаются с бодрым, галлюцинаторным настроением фильма, создавая мощные вспышки холодной военной паранойи. Есть миф, что убийство президента Кеннеди в следующем году заставило Синатру потребовать убрать «Маньчжурского кандидата» из проката. Но история об одиноком стрелке с мутными мотивами до сих пор тревожит зрителей, уверенных, что в мировой политике ничто не является таким, каким кажется на поверхности.
7. Казино Рояль (2006)
Бесконечная серия о Джеймсе Бонде настолько сильно сформировала и/или исказила наши представления о шпионах, что выбор фильмов для этого списка сводится к определению, какая эпоха попкорнового безумия ближе к личным предпочтениям. Тем не менее трудно спорить с самым новым Бондом, Дэниелом Крэйгом, особенно в его первом появлении — вольной экранизации романа Яна Флеминга 1953 года «Казино Рояль».
После всё более карикатурных лет с Пирсом Броснаном культовый персонаж был (снова) переосмыслен как грубая и эффективная машина из MI6, только что получившая лицензию на убийство. Бонд Крейга дерзок до уровня неповиновения (немалое достижение, учитывая его конфликты с властной начальницей М в исполнении Джуди Денч), когда он жёстко идёт по следам, ведущим к игре в покер с высокими ставками против преступного гения Ле Шифра (Мадс Миккельсен).
Тем временем этот 007 флиртует с обязательной роковой женщиной (прекрасная Ева Грин), ведёт весёлые перепалки с союзником из ЦРУ Феликсом Лайтером (отличный Джеффри Райт) и участвует в сценах столь зрелищных, что они могли бы служить кульминациями нескольких фильмов с меньшим бюджетом. Если этот мрачный Бонд и не так утончён, как его предшественники, то серьёзность Крейга среди всего безумного экшена придаёт ему почти человеческое присутствие. Почти.
6. Жизнь других (2006)
Многие лучшие шпионские фильмы исследуют пропасть между долгом и совестью в бездушном ремесле. Эта мучительно интимная немецкая драма показывает покойного Ульриха Мюэ в роли преданного специалиста по слежке в Восточной Германии, которому поручают шпионить за парой художников, но он неожиданно оказывается тронут их жизнью. То, что сюжет фильма шокирующе перекликается с предательством в жизни самого Мюэ (его бывшая жена якобы стучала на актёра в Штази), делает его игру как всё более раздираемого сомнениями соглядатая ещё сильнее.
«Жизнь других» отлично смотрится в паре с другим фильмом из этого списка — «Разговор» 1974 года (см. ниже). Подобно Гарри Колу Джина Хэкмана, гауптман Вислер в исполнении Мюэ воображает, что жизнь в изоляции избавит его от ужасов его работы. Но по мере того как разделённая Германия движется к примирению во второй половине фильма, гонка между всепроникающей жестокостью государства слежки и проблеском человечности Вислера превращается в современную трагедию.
5. Армия теней (1969)
Бить нацистов публике всегда приятно, даже если этот рассказ о французском Сопротивлении соединяет приключение и моральный релятивизм в суровый и душераздирающий фильм. Следуя за агентом Сопротивления Жербье в исполнении Лино Вентуры, который проникает в ряды (и снова, и снова сбегает от) фашистов, оккупировавших Францию, режиссёр Жан-Пьер Мельвиль создаёт фильм, который одновременно и стремительный шпионский триллер, и мучительное исследование хорошего человека, вынужденного творить ужасные вещи — и того, какую цену платит его душа.
Среди многочисленных побегов из тюрем (включая одну садистскую игру охранника-нациста, предвосхищающую «Выбор Софи») Жербье собирает титульный отряд союзников для выполнения дерзких миссий. Но он знает, что их тёмная работа неизбежно поставит их в ситуации, когда придётся принимать немыслимые решения. Вышедшая во Франции, всё ещё приходящей в себя после президентства Шарля де Голля (см. «День Шакала» выше), «Армия теней» считалась неуместно хвалебным изображением жестоких методов Сопротивления. Однако со временем и изменением взглядов многие стали считать фильм сложным и мрачным портретом того, насколько несовместим шпионаж с чистой совестью.
4. Три дня Кондора (1975)
Шпионские фильмы часто делают упор на экшен, но за смелыми подвигами скрывается масса бумажной работы. Этот исключительно напряжённый триллер Сидни Поллака показывает, что даже простые клерки могут оказаться в самой гуще событий: аналитик ЦРУ (Роберт Редфорд), чья работа — читать шпионские романы в поисках зашифрованных сюжетов, случайно натыкается на секретные сведения и вынужден пуститься в бега.
Герою Редфорда, который должен в спешке вспомнить, что его кодовое имя — «Кондор», приходится уворачиваться от теневых сил, преследующих его по Нью-Йорку 1970-х (включая киллера, которого блестяще сыграл великий Макс фон Сюдов). Это приводит к похищению фотографа (Фэй Данауэй) в самый отчаянный момент. Но неизбежное влечение красивой пары никогда не отвлекает от опасности — или от серьёзности даже самого косвенного шпионажа.
3. Шпион, выйди вон (2011)
Джон ле Карре — один из самых экранизируемых авторов-шпионов, и легко понять почему. Бывший сотрудник британских MI5 и MI6, он писал предельно детализированную прозу на основе инсайдерских знаний, и одним из его лучших творений стал упорный мастер разведки Джордж Смайли. Гэри Олдман раскрывает этого культового персонажа до совершенства, получив за роль номинацию на «Оскар», в напряжённой шпионской драме Томаса Альфредсона.
В разгар холодной войны и под натиском советских «кротов» британская разведка оказывается в кризисе, и тихий, невзрачный Смайли после смещения с поста главы «Цирка» собирает подпольную команду таких же преданных агентов. Фильм показывает работу шпионов во всей её сдержанной, политиканской важности, перемежаемой шокирующим насилием и рискованными побегами. Тем временем Олдман и Альфредсон делают игры Смайли столь же мастерскими, сколь и зловеще тонкими, а актёрский состав переполнен британскими звёздами: Джон Хёрт, Колин Фёрт, Марк Стронг, Тоби Джонс, Том Харди и Бенедикт Камбербэтч.
2. Дурная слава (1946)
Величайший шпионский фильм Альфреда Хичкока и один из величайших шпионских фильмов в целом появился в виде этого романтического триллера о тайных агентах, нацистах и тайном хранилище, способном дестабилизировать мир. Объединив Ингрид Бергман и Кэри Гранта на вершине их славы, таланта и красоты, Хичкок создаёт напряжённый рассказ о шпионаже и невыносимых жертвах, которых он требует.
После Второй мировой войны легкомысленная героиня Бергман пытается залить алкоголем позор от того, что её отец был нацистским пособником, и становится лёгкой добычей для вербовки правительственными начальниками Гранта, когда в Рио-де-Жанейро начинает строить планы анклав сбежавших нацистов. Ей поручают выйти замуж за обаятельного фашиста (Клод Рейнс), что ставит Гранта в безвыходное положение между любовью и долгом. Тем временем положение находящейся под прикрытием Бергман становится всё более опасным и компрометирующим.
С избытком нервирующих, напряжённых сцен — эпизод в винном погребе представляет собой Хичкока в его самой садистски блестящей форме — «Дурная слава» при всей своей мелодраматичности исследует ужасное моральное напряжение, скрытое даже в теоретически альтруистическом шпионаже.
1. Разговор (1974)
Герой Джина Хэкмана Гарри Кол — специалист по прослушке, наёмная пара ушей, которому поручают выполнить, казалось бы, невозможную запись приглушённого разговора пары в шумной толпе. То, что Гарри справляется (великолепно придуманная сцена), делает его настоящим мастером в его грязной профессии, но эта победа вскоре омрачается, когда он замечает тревожащую тайну.
Снятый Фрэнсисом Фордом Копполой, «Разговор» вписывается (и является образцовым примером) в жанр шпионского кино, исследуя, как власть и тайное наблюдение неразрывно связаны с моральным разложением. Гарри воображает себя всего лишь техником, отрезавшим себя от любых глубоких личных связей после трагедии, связанной с его работой. Но гордость за навязчивое и потенциально разрушительное ремесло, как выясняет Гарри с растущей паранойей, обречена обернуться против него, когда наблюдатель сам становится объектом наблюдения. Хэкман выдаёт одну из своих величайших ролей, показывая, как мучающая совесть Гарри обнажает безвыходность положения профессионального соглядатая.