Электромобиль (electric vehicle, EV) представляет собой термин для описания нескольких видов транспортных средств с питанием от батареи. Этот термин некоторые считают противоречивым или политизированным, словно заставляющим людей принять решение, за электромобили они или против. В реальности существуют три типа электромобилей. Одни работают исключительно от батареи, другие наряду с ней используют бензин.
Три главных типа электромобилей:
- Электромобили с полным батарейным питанием (EV или BEV).
- Гибридные электромобили (HEV).
- Подключаемые гибридные электромобили (PHEV).
У каждого типа есть плюсы и минусы по эффективности использования топлива, цене и необходимому опыту вождения. Ниже описаны основные различия между электромобилем, гибридным электромобилем и подключаемым гибридным электродвигателем, чтобы можно было выбрать вариант под ваши потребности.
Что такое электромобиль?
Электромобили, также называемые BEV (аккумуляторные электромобили), не имеют двигателя внутреннего сгорания для преобразования бензина в движущую силу. Они работают только на электричестве одной или нескольких больших батарей.
Электромобили начали выпускать в небольших количествах для заботящихся об окружающей среде людей. В первой половине 2022 года был достигнут переломный момент с точки зрения массового распространения, если верить Bloomberg. На полностью работающие от батареи электромобили сейчас приходится 5% продаж. Хотя это ещё немного, именно на таком уровне распространения популярные сейчас устройства вроде мобильных телефонов, телевизоров и интернета, начали обретать массовую популярность.
Заправка электромобиля означает подключение зарядного пистолета к порту. Он скрыт крышкой снаружи автомобиля, похожей на крышку обычного бензобака. При подключении электричество начинает поступать в аккумулятор. Есть много вариантов общественной и частной зарядки. Большинство производителей электромобилей включают зарядное устройство в комплект его поставки. С одной стороны он вставляется в домашнюю розетку, а с другой в машину. Так можно оставлять зарядку на ночь на стоянке или когда машина находится в гараже.
Зарядка дома делает электромобили отличным вариантом для поездок по городу или на работу. Тем более что зарядка на рабочем месте становится всё более популярной привилегией для самых ценных сотрудников. Такие сотрудники большую часть времени ездят на электромобилях, не посещая общественную зарядную станцию.
Для длительных поездок заряда хватает на 320–640 км или на несколько часов. Более дальние расстояния требуют остановки. Это добавляет к поездке от 30 минут до нескольких часов, в зависимости от уровня зарядной станции.
Всё большее число мест для отдыха на западных дорогах предлагают устройства для быстрой зарядки. Там на зарядку уйдёт от 30 минут до часа, но количество таких мест до сих пор ограничено. Производители автомобилей и правительство США совместно работают над расширением национальной сети станций быстрой зарядки. Они заключают соглашения с заправочными станциями в рамках законопроекта о федеральной инфраструктуре. Пока зарядные станции не станут настолько же повсеместными, как заправочные станции, следует тщательно планировать маршруты движения.
Что такое гибридный электромобиль?
Гибриды стали первыми крупными участниками рынка электромобилей. Толчком к их распространению поначалу стало поступление в международную продажу Prius в начале 2000-х годов. Эти автомобили предлагали улучшенное сочетание двигателя внутреннего сгорания с электродвигателем, при необходимости переключаясь между ними для экономии топлива.
Когда гибридный автомобиль останавливается, он обычно бесшумно работает на электродвигателе, не тратя бензин. Когда автомобиль начинает движение, снова вступает в дело двигатель внутреннего сгорания.
Гибриды обычно проезжают вдвое больше на литре топлива по сравнению с обычными автомобилями, в диапазоне от 64,5 км до 96,5 км на галлон (3,78 л) или 17-25,5 км на литр. Согласно данным Агентства по охране окружающей среды, в 2021 году обычные автомобили на бензине в среднем проезжали 40,87 км на галлон (10,81 км на литр).
Вместо зарядки через внешний порт, как у электромобилей или PHEV, гибриды автономно заряжают батареи за счёт энергии двигателя внутреннего сгорания. Ещё они используют «рекуперативное торможение», как электромобили и гибриды PHEV. Всякий раз при торможении транспортное средство получает обычно теряющуюся впустую энергию, сохраняя её для последующего использования.
Не имея проблем с поиском зарядных станций и тратой времени на зарядку, гибриды обладают только достоинствами, если вы можете себе их позволить. Обычно они на несколько тысяч долларов дороже бензиновых автомобилей, но дешевле подключаемых электромобилей.
Так, Toyota Rav 4 2022 года с бензиновым двигателем стоит от $26975 долларов. Её же гибридная версия стоит $29575, а электрическая гибридная Plug-in версия $40300. Когда цены на бензин растут, отказ от него со временем окупается.
Что такое подключаемый гибридный электромобиль?
Plug-in гибрид (PHEV) можно описать как сочетание электромобиля и гибридного автомобиля. Он работает как на бензине, так и от аккумулятора. Ключевая разница в том, что питание поступает от подключаемых зарядных устройств. Это напоминает принцип действия электромобилей. Когда заряд батареи израсходован, PHEV переключаются на бензин, как гибридные автомобили. PHEV дольше работают от батарей по сравнению с гибридами, что даёт лучшую экономию топлива.
Возвращаясь к Toyota Rav 4, бензиновая версия проезжает 11,5 км на 1 л (в городе), гибридная версия — 17,45 км на 1 л, а PHEV — 40 км на 1 л.
Можно заряжать PHEV дома и на общественных зарядных станциях. Такие машины дают преимущества владения электромобилем и надёжность бензобака, позволяя спокойно отправляться в дальние поездки.