Видеокарты компании Nvidia на графической архитектуре Ampere были анонсированы совсем недавно и им посвящено множество обзоров. Однако, в данном случае через призму одной из новых видеокарт мы оценим возможности процессоров двух главных производителей.
Этими процессорами станут флагманские модели Intel Core i9-10900K и AMD Ryzen 9 3950X, а видеокартой будет GeForce RTX 3080.
3950X выбрали за поддержку PCIe 4.0 и поскольку в конце 2020 года это наиболее подходящий выбор для покупки. Несмотря на это, в плане предельный игровой производительности Intel остаётся лидером.
В тестах с множеством современных популярных игр было обнаружено, что с разрешением 4К и видеокартой RTX 2080 Ti процессоры 3950X и 10900K выдают одинаковую производительность. Чип AMD всего на 2% уступает на разрешении 1440p и на 5% отстаёт на разрешении 1080p. RTX 3080 стоит $700, а RTX 3090 обойдётся ближе к $1500, поэтому они предназначаются не для 1080p.
При минимальных отличиях на 1440p и одинаковых результатах на разрешении 4К выбор процессора уже не играет значительной роли.
RTX 3080 должна была быть быстрее по сравнению с 2080 Ti, но если преимущество не превышает 100%, разница на разрешении 4K не меняется. Не было сомнений, что 3950X не изменит результаты настолько, чтобы стоимость в пересчёте на кадр и средняя производительность отличались от других тестов. В итоге так и случилось.
Если тестировать RTX 3080 на разрешении 1080p, у R9 3950X могли бы быть проблемы в некоторых играх. Процессоры вроде 3900X в прошлых тестах оказывались на 10-15% медленнее по сравнению с чипами Intel. При этом нужно иметь в виду, что среди геймеров разрешение 1080p остаётся самым распространённым.
Сейчас это разрешение начального уровня и на нём продаются самые доступные мониторы. Поэтому же самыми популярными являются видеокарты GTX 1060, 1050 Ti и 1050. Не потому, что они лучшие, а потому что дешёвые.
По этой же причине производительность процессоров не проверялась с видеокартой GTX 1060 и потому же лучшие видеокарты не будут тестироваться на разрешении 1080p.
Есть несколько игр, в которых у Ryzen всё равно были проблемы даже на разрешении 1440p. Результаты на 1080p в статье тоже есть. Использовалась оперативная память DDR4-3200 CL14 объёмом 32 Гб в двухканальном режиме.
Бенчмарки
Начнём из результатов игры Death Stranding. 3950X на 7% отстаёт от 10900K на 1440p, но настолько же она отстаёт от RTX 2080 Ti. Таким образом, разница не изменилась.
Похожие результаты можно увидеть на 1080p. 3950X на 12% уступает 10900K и на 11% отстаёт от 2080 Ti.
На 4K разница между двумя процессорами почти отсутствует. 3950X уступает на 3%, то есть примерно 3 кадра/с. Это не слишком влияет на игровой процесс. И всё же, Intel выигрывает.
Хуже для AMD дела обстоят в игре Microsoft Flight Simulator 2020. Как ни странно, эта новая игра использует DirectX 11 и полагается на однопоточную производительность. В ближайшем будущем игра должна получить поддержку DirectX 12. В таком случае соотношение в плане процессоров может поменяться, но пока именно процессор является узким местом на 1440p и ниже.
3950 X отстаёт на 20% от 10900K на 1440p и на 10% от 2080 Ti. Такая большая разница может сказаться на итоговых показателях 14 игр, которые были протестированы в этом обзоре. Если бы выборка была меньше, то этот результат сказался бы на итоговом значении ещё сильнее.
На 4K процессор перестаёт быть узким местом и производительность у двух чипов одинаковая на любой видеокарте.
В игре Shadow of The Tomb Raider чуть лучше результаты у процессора AMD. Это относится к любому разрешению, результаты почти идентичные.
В игре Rainbow Six Siege результаты интересные. На 1440p на видеокарте RTX 3080 процессор 3950X всего на 2% уступает 10900K. Такая же разница на видеокарте RTX 2080 Ti.
На 1080p процессор 3950X на 8% медленнее. Когда частота кадров превышает 400 FPS, ограниченность Ryzen можно заметить. С видеокартой 2080 Ti разница составляет 7%. Как и в предыдущих играх, на 4К с любой из этих видеокарт разница у двух процессоров отсутствует.
F1 2020 показывает сходные с Rainbow Six Siege результаты. 3950X всего на несколько процентов уступает конкурентам на 1440p.
Более значительная разница на 1080p, где 3950 X уступает на 11%. На 4K производительность максимальная.
В игре Gears 5 на 4K производительность ожидаемо похожая. Зато на 1440p и 1080p процессор AMD испытывает проблемы.
В первом случае отставание на видеокарте RTX 3080 составляет 17%, на 1080p оно увеличивается до 24%.
Интересные результаты в игре Horizon Zero Dawn, поскольку здесь слабая производительность 3950X на 1080p. Процессор на 16% отстаёт от конкурента.
На 1440p разница сокращается до 5%, на 4K разницы нет вообще. Такая же разница в 5% есть с видеокартой 2080 Ti.
В игре Assassin’s Creed Odyssey во всех случаях производительность сопоставимая. Intel лидирует на 1-2 кадра, что означает разницу в 3%.
В World War Z Intel имеет небольшое преимущество. Оно составляет 6% на 1440p на RTX 3080 и 5% с 2080 Ti. На 4K разница сокращается до 4%.
Процессор 3950X слабо проявил себя в Metro Exodus даже на разрешении 1440p. Прежде RTX 2080 Ti выдавала максимум 130 кадров/с на процессоре 10900K, но сейчас это значение выросло до почти 170 кадров/с. При этом 3950X выдаёт всего около 150 кадров/с.
В результате 3950X ограничивает производительность RTX 3080 на 21% на разрешении 1440p. Это далеко не идеальный результат, хотя таких ограничений нет на 4K.
Resident Evil 3 не показывает разницу в производительности между 3950X и 10900K на разрешениях 1440p и 4K с картой RTX 3080. Это же относится к 1080p, хотя есть разница в 4% на RTX 3080.
Doom Eternal является ещё одной игрой без разницы в производительности на карте RTX 3080 с разрешениями 1440p и 4K. На 1080p 3950 X отстаёт на 8%.
Wolfenstein: Youngblood демонстрирует сходную производительность процессоров на 1440p и 4K. 10900K на 8 кадров/с быстрее конкурента на карте RTX 3080 на 1440p, разница всего 2%.
В Hitman 2 процессор 3950X проявляет себя не очень хорошо. Отставание составляет 10% на разрешении 1440p на RTX 3080, хотя на 4K разницы почти нет.
Выводы
По результатам тестирования 14 игр можно сказать, что Ryzen 9 3950X не всегда держится на равных. GeForce RTX 3080 является очень быстрой видеокартой и незначительные изменения в производительности на этом уровне не влияют на игровой процесс.
В некоторых играх была ничья, в других Intel имела явное преимущество по производительности. Обычно на разрешении 4K разницы между двумя процессорами не было. На графике ниже приведены средние показатели в 14 играх.
Собранные здесь данные используются для оценки производительности видеокарты и вычисления стоимости в пересчёте на кадр.
На разрешении 1440p процессор 3950X на 5% уступает 10900K. С видеокартой 2080 Ti этот процессор медленнее на 4%, так что две видеокарты можно сравнить вне зависимости от процессора. То же самое относится к разрешению 1080p, где 3950X на 8% отстаёт на видеокарте RTX 3080 и на 7% на 2080 Ti.
Заключение
В половине из протестированных игр разницы в производительности на разрешениях 1440p и 4K между двумя процессорами почти нет. Так можно сказать про игры Doom Eternal, F1 2020, Resident Evil 3, Rainbow Six Siege, Shadow of the Tomb Raider, Wolfenstein Youngblood и Assassin’s Creed Odyssey.
На разрешении 1440p менее 10% разница составляет в Death Stranding, Horizon Zero Dawn и World War Z.
Неудачными для AMD играми являются Gears 5, Hitman 2, Metro Exodus и Microsoft Flight Simulator 2020, хотя на разрешении 4K разницы здесь нет.
Если объединить все данные вместе, 3950X на 5% уступает конкуренту на разрешении 1440p. Это мало отличается от показателей на других видеокартах, вроде 2080 Ti. Там разница ближе к 1%-2%.
Есть несколько вещей, которые можно сделать для сокращения этой разницы, вроде использования более быстрой памяти. DDR4-3800 CL16 увеличивает производительность примерно на 4%, а если вручную настроить тайминги, производительность может вырасти ещё на 14%.
По крайней мере так было на разрешении 1080p с видеокартой RTX 2080 Ti. В данном обзоре такие настройки не производились, поскольку они могут быть сложными и способны повредить стабильности системы.
Портал TechPowerUp обнаружил, что RTX 3080 что на 52% опережает 2080 на разрешении 1440p на основе 23 игр. Там использовался процессор 9900K с частотой 5 ГГц и памятью DDR4-4000. В данном случае результаты примерно такие же. RTX 3080 в среднем на 49% опережает 2080. Превосходство составляет около 50% на разрешении 1440p и 70% на разрешении 4К.
Тестирование Ryzen 9 3950X показало слишком большое отставание в Gears 5, Hitman 2, Metro и Flight Simulator 2020. Это не повлияло на картину в целом, но желательно, чтобы на разрешении 1440p процессор не был в этих играх узким местом.
В итоге можно сделать вывод, что у каждого из этих процессоров есть свои плюсы и минусы.