Среди многочисленных звёзд мирового кинематографа нет другой звезды, подобной Джеки Чану. Он прославился в киноиндустрии Гонконга в конце 1970-х годов и выработал собственный фирменный стиль. Это сочетание физической комедии в духе буффонады с акробатикой и боевыми искусствами, а также постановка ошеломительных трюков. Их он выполнял сам вместе со своей собственной, отобранной лично командой каскадёров. Его трюки и хореография драк повлияли на такие фильмы, как «Матрица» и «Убить Билла», а также на франшизу «Джон Уик» и «Кунг-фу Панда» (где он озвучил Обезьяну-мастера). Все эти фильмы в настоящее время доступны для просмотра бесплатно в хорошем качестве, а также для скачивания в HD через различные платформы.
Родившийся 7 апреля 1954 года, Чан с детства изучал акробатику, боевые искусства и актёрское мастерство в Академии китайской драмы при Школе пекинской оперы и стал одним из «Семи маленьких счастливчиков». Эти навыки пригодились ему в начале карьеры в качестве каскадёра в Гонконге, что в конечном счёте привело его к роли дублёра и массовки в фильме Брюса Ли «Кулак ярости» 1972 года. Он также появился в небольшой роли в «Выходе дракона» (1973).
Изначально гонконгские продюсеры, впечатлённые навыками Чана, пытались сделать из него следующего Брюса Ли, но это был не его стиль. Чан нашёл свою нишу, когда режиссёр Юэнь Вопин пригласил его в кунг-фу комедию 1978 года «Змея в тени орла» и дал Чану творческую свободу в постановке трюков. Вышедший в том же году «Пьяный мастер» закрепил за Чаном статус восходящей звезды. С тех пор он снялся более чем в 150 фильмах, став одной из главных знаменитостей Гонконга. Его комедии с боевыми искусствами остаются популярными среди поклонников жанра.
Сначала Чану не удавалось закрепиться в Голливуде. Фильмы «Драка в Бэттл Крик» 1980 года и «Покровитель» 1985 года провалились в прокате. В 1981 году он сыграл небольшую роль в успешной комедии «Гонки „Пушечное ядро“». Хотя это не сильно повысило его узнаваемость в США, Чан перенял идею вставлять в титры неудачные дубли и вырезки. Теперь это одна из фирменных черт его фильмов, любимая поклонниками.
К середине 1990-х у Чана сформировалась внушительная фан-база в США благодаря широкому распространению его ранних фильмов на видеокассетах. Он, наконец, добился успеха в Голливуде с фильмом «Разборка в Бронксе» (1995) и «Час пик» (1998). В более поздние годы Чан стал отходить от кунг-фу комедий в сторону более драматических ролей, включая ремейк «Каратэ-пацан» 2010 года.
Мало кто смотрит классические фильмы с Джеки Чаном ради сюжета, глубокой проработки персонажей или озвучки (которая часто ужасающе плоха). Их смотрят, чтобы восхищаться потрясающей хореографией боёв и ошеломительными трюками, приправленными щедрой порцией буффонады. Его талант превращать обычные предметы в импровизированное оружие — часть его уникального стиля, который можно назвать «Кунг-фу найденных предметов». Кто может забыть смешную дуэль на палочках для еды и «эмоциональное кунг-фу» (например, бой со слезами или смехом, чтобы раскрыть слабости противника) в фильме 1979 года «Бесстрашная гиена»? Чан даже вдохновил собой движение паркура. Эти смешные сцены делают его фильмы идеальными для семейного просмотра.
За долгую карьеру Чан ломал пальцы рук, ног и рёбра, не говоря уже о скулах, бёдрах, грудине, шее и лодыжке. У него отверстие в черепе после одной почти смертельной травмы. И он делал всё это ради нашего развлечения. Ниже приведён список лучших фильмов с Джеки Чаном в хронологическом порядке за 30 лет, который поможет вам выбрать, что посмотреть.
Пьяный мастер (1978)
- Рейтинг: Кинопоиск — 7.8, IMDB — 7.4.
В фильме «Пьяный мастер» Чан играет вымышленную версию легендарного китайского мастера боевых искусств и народного героя Вонга Фэйхуна. Он проходит жёсткую, изнурительную подготовку под руководством другого легендарного персонажа — Нищего Су (Юэнь Сю-Тинь), также известного как Пьяный мастер, потому что он практикует боевое искусство под названием «пьяный бокс». Сначала Фэйхун бунтует против такого обучения, но после унизительного поражения в бою с злодеем по имени Им Титсам (Хван Чжэнли, специалист по тхэквондо), он целиком отдаётся изучению этого боевого искусства.
Естественно, нас ждёт финальная схватка между Фэйхуном и его врагом Титсамом, также известным как «Громовая нога» или «Громоног», из-за его разрушительного приёма «Дьявольский удар». Фэйхун способен соперничать с его ударами ногами, но снова терпит поражение, когда сталкивается с печально известной «Дьявольской невидимой рукой» Титсама. Всё потому, что Фэйхун отказался изучать ключевой элемент боевой системы Хун Цзя, посчитав его слишком «девчачьим». В итоге он изобретает свою уникальную версию техники («Пьяная мисс Хо»), чтобы победить. Все эти приёмы вымышленные, но смотреть на них всё равно невероятно весело — даже несмотря на то, что в одной из сцен Чан чуть не потерял глаз после удара в надбровную дугу. Этот классический боевик остаётся одной из лучших комедий Чана.
Проект А (1983)
- Рейтинг: Кинопоиск — 7.9, IMDB — 7.2.
Этот фильм стал официальным дебютом каскадёрской команды Джеки Чана и снят в соавторстве с его давними друзьями по боевым искусствам — Саммо Хуном и Юэнем Бяо, которые сами по себе были большими звёздами. В 1980-х их называли «Три дракона». Чан играет сержанта Дракона Ма, полицейского, который борется с пиратами и бандитами в Гонконге, а также с коррупцией в рядах правоохранительных органов. Хун играет уличного информатора по имени Фэй (или Толстяк), который сообщает Драгону о незаконной торговле оружием. Бяо исполняет роль инспектора и племянника капитана полиции Хон Тинцзу. Все трое объединяются, чтобы победить пиратов и преступников и восстановить честность в полиции.
В фильме «Проект А» много забавных трюков в стиле буффонады, напоминающих работу Бастера Китона и Гарольда Ллойда. Говорят, Чан никогда не видел их фильмы до того, как выработал свой фирменный стиль. Во второй части «Проект А» 1987 года Чан напрямую отдаёт дань уважения самому известному трюку Китона из фильма «Параходный Билл» 1928 года. Кульминация — сцена, в которой Чан свисает с башенных часов (как Ллойд) на высоте 18 м над землёй и падает сквозь навес. Будучи перфекционистом, Чан настоял на том, чтобы сделать ещё два дубля этого опасного трюка, пока не добился идеального результата. Эти каскадёрские трюки делают фильм культовым.
Закусочная на колёсах (1984)
- Рейтинг: Кинопоиск — 7.9, IMDB — 7.0.
Хун и Бяо снова присоединились к Чану в фильме 1984 года «Закусочная на колёсах», где Чан и Бяо играют китайских кузенов, управляющих фургоном с едой в Барселоне. Они оказываются втянутыми в расследование, помогая своему другу-частному детективу по прозвищу Моби (Хун) выследить похитителей. Те пытаются захватить молодую женщину по имени Сильвия (Лола Форнер), оказавшуюся внебрачной дочерью испанского графа.
В фильме есть захватывающий налёт на замок злодеев, где героям приходится карабкаться по его стенам. Безусловной кульминацией становится поединок между Чаном и чемпионом по кикбоксингу Бенни «Джетом» Уркидесом, который считается одной из лучших боевых сцен в истории кино (смотрите на YouTube). Чан и Уркидес обмениваются ударами с ослепительной скоростью. В один момент Уркидес наносит удар ногой с такой скоростью, что образовавшаяся воздушная волна гасит целый ряд свечей (это был не трюк). И всё это сопровождается фирменной комедией Чана, включая момент, где он садится на стул, чтобы перевести дух перед следующей серией ударов. Эта сцена идеально демонстрирует мастерство Чана в боевых искусствах.
Полицейская история (1985)
- Рейтинг: Кинопоиск — 7.8, IMDB — 7.5.
В фильме «Полицейская история» Чан впервые сыграл детектива полиции Гонконга Ка-Куя по прозвищу «Кевин» Чан. Картина стала началом одной из самых популярных трилогий актёра. Кевин присоединяется к операции под прикрытием по поимке известного криминального авторитета, и в результате череды запутанных событий оказывается обвинённым в убийстве другого полицейского. Теперь он в бегах и должен найти и арестовать преступника, чтобы очистить своё имя — победив толпу злодеев и попутно спасая свою девушку Мэй (Мэгги Чун).
Фильм известен своими сложными и эффектными трюками. Например, во время автомобильной погони Чан висит на двухэтажном автобусе, держась только за крючкообразный конец металлического зонта. Деревянный зонт, использовавшийся сначала, постоянно соскальзывал с автобуса. Финальная битва происходит в торговом центре, и каскадёры разбили столько стеклянных панелей, что съёмочная группа в шутку называла фильм «Историей стекла». В финале Чан скатывается по шесту, обмотанному гирляндами из электрических лампочек, которые взрываются во время его спуска. Он получил ожоги второй степени на руках, вывих таза и травму спины при приземлении. Эти опасные трюки сделали фильм культовым криминальным боевиком.
Доспехи Бога (1986)
- Рейтинг: Кинопоиск — 7.9, IMDB — 6.9.
Из всех смертельно опасных трюков, которые Чан выполнял за сотни фильмов, тот, что едва не стоил ему жизни во время съёмок «Доспехов Бога», был сравнительно прост. Чан просто прыгал с выступа на дерево. Ветка сломалась, и он рухнул на землю, ударившись головой о камень. Его череп треснул, и осколок кости пробил часть мозга — травма, которая потребовала восьмичасовой операции и долгого восстановления, задержавшего производство фильма. У Чана осталась дыра в черепе, а также частичная потеря слуха на правое ухо.
Чан остался верен традиции и включил кадры происшествия в финальные титры этого приключенческого фильма в стиле Индианы Джонса. Его смелый прыжок с утёса — после того как он устроил серию взрывов в пещере, чтобы уничтожить монашеский культ — на верхушку воздушного шара в финале фильма был выполнен в два этапа. Поскольку у Чана не было опыта бейсджампинга, он прыгнул на воздушный шар с парашютом, спрыгнув с самолёта. Съёмочная группа закрепила за ним трос, чтобы снять кадр, где он якобы прыгает с утёса. Этот приключенческий боевик остаётся одним из самых запоминающихся в карьере Чана.
Полицейская история 3: Суперполицейский (1992)
- Рейтинг: Кинопоиск — 7.3, IMDB — 7.0.
Если вторую часть этой трилогии в основном восприняли как посредственную «заплатку» в обширной фильмографии Чана, то третья часть, «Суперполицейский», считается одной из лучших. Кевин Чан возвращается к очередному заданию под прикрытием, чтобы ликвидировать наркокартель, возглавляемый боссом по имени Кун Чайбат (Кеннет Цанг), и работает в паре с сотрудницей китайского Интерпола Джессикой Ян, которую играет молодая Мишель Йео (указана как Мишель Хан). Это не радует давнюю подругу Кевина, Мэй (Мэгги Чун), которая в итоге раскрывает его прикрытие и оказывается в заложниках у Чайбата и его жены (Джозефин Ку) из-за своей ревности.
Мэй, может, и раздражает, но Ян в исполнении Йео — чистый динамит, на равных сражаясь с Чаном в серии боевых сцен и смело выполняя собственные трюки — включая прыжок на мотоцикле на движущийся поезд. Там она и Чан сражаются с плохими парнями, уклоняясь от лопастей вертолёта. У Йео самой был опасный момент в предыдущем трюке, когда она упала в поток встречного транспорта и отделалась лишь лёгкими травмами. Отдельное спасибо Биллу Туну, вновь исполнившему роль начальника Кевина, «дядюшки» Билла Вонга, который в какой-то момент появляется в женской одежде как престарелая бабушка Кевина в отдалённой деревне, чтобы сохранить его легенду. Этот динамичный боевик идеально демонстрирует химию между Чаном и Йео.
Пьяный мастер 2 (1994)
- Рейтинг: Кинопоиск — 7.6, IMDB — 7.5.
Этот фильм у многих возглавляет личный список лучших фильмов Джеки Чана, несмотря на серьёзную конкуренцию. Это не сиквел к фильму 1978 года, но Чан снова играет того же персонажа — Вона Фэйхуна. Фильм начинается с того, что Фэйхун ввязывается в драку в поезде и под ним с военным офицером, который перепутал коробку с женьшенем Фэйхуна со своей коробкой, содержащей Императорскую печать. Британский консул хочет вывезти печать из Китая при помощи местных бандитов. Фэйхун оказывается втянут в попытки вернуть печать и оставить её в Китае, где ей и место.
Фэйхун — поклонник пьяного бокса, и его отец не одобряет ни это, ни другие проколы сына, в итоге выгоняя его из дома. Мы видим забавную сцену, где пьяный Фэйхун заливает горе алкоголем и импровизирует песню «Я ненавижу папу» — прямо перед тем, как на него нападают бандиты и избивают, потому что он слишком пьян даже для пьяного бокса (фишка в том, чтобы быть слегка навеселе, а не вдрызг). Этот смешной момент стал культовым среди фанатов.
Но Фэйхун берёт реванш и спасает положение в огненном противостоянии с главным головорезом консула — Джоном (мастер тхэквондо Кен Ло). Это физическая комедия Чана в лучшем виде: пьяный бокс требует выполнения точных боевых движений, оставаясь расслабленным и слегка неустойчивым. Трюки не менее впечатляющие. В финале Чан в какой-то момент падает спиной на раскалённые угли, отползает в безопасное место, потом залпом пьёт промышленный спирт и изрыгает пламя на своих противников, вооружённых раскалёнными прутьями. Этот фильм — вершина кунг-фу комедий Чана.
Час пик (1998)
- Рейтинг: Кинопоиск — 7.7, IMDB — 7.0.
Чан наконец-то совершил большой прорыв в североамериканский мейнстрим с выходом «Разборки в Бронксе» в 1995 году, собравшего $76 млн по всему миру. Но если выбирать из американских фильмов актёра, стоит поставить «Час пик» 1998 года выше, включив его в этот список. Гонконгский детектив Ли (Чан) приезжает в Лос-Анджелес, чтобы помочь в переговорах по возвращению похищенной дочери китайского консула Су-Юн (Джулия Су), которой он когда-то преподавал боевые искусства. Его ставят в пару с детективом Джеймсом Картером (Крис Такер), которому поручено занять Ли и не пускать его в расследование, которым должны заниматься «настоящие» копы. Начинается весёлая неразбериха, по ходу которой двое учатся работать вместе и, в конце концов, спасают ситуацию.
Десятилетия травм и возраст к этому времени дали о себе знать: Чан двигается медленнее и делает меньше трюков, но его боевые навыки всё ещё на высоте. Хотя «Час пик» собрал впечатляющие $244 млн по всему миру и породил два сиквела, критики фильм не особо оценили. Сам Чан не считал его любимым — он критиковал нехватку боёв и свой английский, признавая, что часто не понимал, что говорит Такер. Тем не менее у них отличная экранная химия, актёрский состав тоже хорош, и всё это делает фильм увлекательным бадди-муви, идеальным для семейного просмотра.
Шанхайский полдень (2000)
- Рейтинг: Кинопоиск — 7.6, IMDB — 6.6.
Чан нашёл ещё более удачного партнёра, когда снялся с Оуэном Уилсоном в «Шанхайском полдне», который лучше всего описать как «комедийный вестерн» в жанре экшн/приключение. Чан играет Чон Вана (созвучно John Wayne) — телохранителя китайского императора, который приезжает на Дикий Запад, чтобы спасти похищенную принцессу Пэй-Пэй (Люси Лью). Он в итоге сближается с неуклюжим, но обаятельным бандитом по имени Рой О’Бэннон (Уилсон), который соглашается помочь найти принцессу, надеясь при этом украсть часть золота, предложенного в качестве выкупа. Поскольку они оба становятся беглецами, им приходится скрываться от отряда шерифа во главе с садистом Натаном Ван Клифом (Ксандер Беркли).
Комедийный талант Чана и Уилсона раскрывается здесь в полной мере, с множеством изобретательных боевых сцен и трюков, способных порадовать даже самых преданных фанатов. Сценарий остроумный, актёры второго плана на высоте, а ритм фильма ни разу не сбивается. Если хочется устроить двойной просмотр, сиквел «Шанхайские рыцари» 2003 года отправляет Чон Вана и Роя в старую добрую Англию, чтобы вернуть украденную Императорскую печать и сорвать заговор против британской короны. Да, он слабее оригинала, но химия между Чаном и Уилсоном по-прежнему делает фильм качественным. Этот вестерн остаётся одним из лучших в фильмографии Чана.
Запретное царство (2008)
- Рейтинг: Кинопоиск — 7.2, IMDB — 6.5.
«Запретное царство» — это фэнтезийный фильм в жанре уся, в котором снялись не только Чан, но и другая легенда боевых искусств — Джет Ли. Это их первая совместная работа на экране. Юноша из Бостона по имени Джейсон (Майкл Ангарано), увлечённый уся-фильмами, находит в ломбарде Чайнатауна загадочный золотой посох, который переносит его в деревню в древнем Китае. Его атакуют солдаты, стремящиеся заполучить посох, но его спасает подвыпивший странствующий учёный по имени Лу Янь (Чан) — отсылка к одному из Восьми бессмертных из «Пьяного мастера».
Волшебный посох оказывается ключом к освобождению мифического Царя обезьян, заточённого его врагом Нефритовым Полководцем. Присутствие Джейсона может исполнить древнее пророчество о Искателе, который использует посох, чтобы освободить Царя обезьян. Ли играет Молчаливого монаха, который объединяется с Джейсоном, Лу Янём и молодой женщиной по прозвищу Золотой Воробей (Лю Ифэй), чтобы исполнить пророчество. «Запретное царство» — это визуальное пиршество с потрясающей хореографией боёв и оформлением в духе уся, а также эффектной, сильно стилизованной сценой поединка между Джетом Ли (тайцзицюань) и Джеки Чаном (пьяный бокс). Этот фэнтезийный боевик идеально подходит для детей и подростков.
Заключение
Вот так выглядит десятка лучших, по нашему мнению, фильмов Джеки Чана — от культовых кунг-фу комедий вроде «Пьяного мастера» до голливудских хитов, таких как «Час пик» и «Шанхайский полдень». Наверняка вы не полностью с ней согласны: возможно, убрали бы некоторые картины, добавили другие или поменяли их местами. Помимо названных, у Джеки Чана есть немало других интересных работ, например, нетипично серьёзный для него триллер «Иностранец» или приключенческий «Миф». Какие фильмы с Джеки Чаном нравятся вам? Делитесь своими вариантами в комментариях!