Хорошо это или плохо, появление нового поколения игровых консолей несёт с собой одновременно проблемы и возможности для любителей видеоигр. Новые консоли обладают компонентами от среднего уровня до уровня High End, и теперь разработчики игр могут сделать ещё лучше графику, чтобы задействовать все имеющиеся ресурсы. Но также это отразится на системных требованиях новых игр на PC.
Теперь игры AAA перестают стабильно идти на 60 FPS на распространённых видеокартах. Среднестатистическая игра становится более требовательной, но при этом можно сделать скорость выше или ниже, в зависимости от ваших ожиданий и разрешения монитора.
Чтобы найти другие кастомные разрешения, умножайте родное разрешение монитора на коэффициент масштабирования по обоим осям.
Так происходило на протяжении нескольких последних поколений игровых консолей. В 2005 году игры для Xbox 360 вроде F.E.A.R. и The Elder Scrolls IV: Oblivion напрягали даже самые мощные компьютеры. В 2014 году Assassin’s Creed: Unity выпустили как первую настоящую игру следующего поколения. Она выдавала всего 24 FPS на разрешении 1440p на флагманской карте GeForce GTX 980.
Хотя Unity нельзя было назвать типичным представителем игр нового поколения, персональные компьютеры испытывали проблемы с играми, появившимися после выхода PlayStation 4 и Xbox One.
Наступил 2021 год и продолжают распространяться PlayStation 5 и Xbox Series X. Они снова подняли планку требований к ресурсам. Игры вроде Assassin’s Creed: Valhalla и Cyberpunk 2077 испытывают затруднения с запуском на разрешении 4K даже на самых мощных игровых компьютерах. Изменение настроек графики может помочь, но это лишь промежуточное решение, особенно на старых компьютерах. Много скорости таким способом не отвоюешь.
Есть другой метод получения значительного прироста производительности — масштабирование разрешения.
Это отличный вариант, если вы хотите повысить производительность игры на 10-15% за счёт настроек. Если вы играете на высоком разрешении вроде 4K, объединяя масштабирование разрешения с увеличением чёткости, результат зачастую получается близким к первоначальному.
Какие нестандартные разрешения следует принимать во внимание? В первую очередь это зависит от родного разрешения вашего монитора. Масштабирование разрешения до 83% обычно обеспечивает хороший баланс качества изображения и скорости.
Для разрешения 4К это означает разрешение 3200 х 1800. Для 1440p это значит 2133 х 1200. На разрешении 1080p плотность пикселей на большинстве мониторов уже довольно низкая, поэтому в данном случае масштабирование лучше не применять.
Если вам не хватает скорости в играх, масштабирование до 83% на разрешении 1080p даёт 1600 х 900. Нужно иметь в виду, что данное число не является неизменным.
Во многих играх в настройках есть функция масштабирования, но для обеспечения полной совместимости нужно задать разрешение в системе Windows. Мы покажем, как это делается, и посмотрим результаты тестов на разрешении 4K, которые помогут оценить влияние на производительность.
Тестовая система состоит из видеокарты GeForce RTX 3080 и процессора Ryzen 9 3900X. Несмотря на эти внушительные компоненты, в зависимости от игры видеокарта для разрешения 4K может стать узким местом. В таком случае масштабирование разрешения может обеспечить значительный прирост производительности.
Следует также заметить, что технология Nvidia DLSS напоминает масштабирование разрешения. Она тоже обрабатывает игру на более низком внутреннем разрешении, но затем повышает масштабирование картинки и улучшает её качество за счёт использования временного сглаживания (TAA) и механизмов глубокого обучения. Правильная реализация DLSS 2.0 помогает больше, чем простое масштабирование разрешения, но данная версия поддерживается для каждой игры отдельно. Некоторые тесты DLSS в этой статье также были проведены.
Nvidia и AMD обеспечивают кастомные настройки разрешения в своих панелях управления. В данной статье мы будем рассматривать кроссплатформенную утилиту CRU (Custom Resolution Utility). Кастомное разрешение в CRU испытывают меньше проблем с совместимостью и стабильно показывается во всех играх, чего нельзя сказать о пользовательских настройках разрешения в панелях управления Windows.
Скачайте и запустите CRU
Создатель CRU под ником ToastyX опубликовал пост на форумах Monitor Tests, где появляются новые версии CRU. Программу не нужно устанавливать, достаточно разархивировать её и запустить.
Запустите CRU от имени администратора
В разделе «Detailed resolution» нажмите кнопку «Добавить» («Add…»).
Откроется новое окно с возможностью установки разрешения. Введите ваше кастомное разрешение в два выделенных ниже поля.
Укажите количество пикселей в ширину и высоту. Другие настройки трогать не нужно.
При желании вы можете создать собственную частоту обновления. Это ещё один потенциальный способ увеличения производительности, о котором мы расскажем ниже. Нажмите OK и выйдите из приложения.
Перезагрузите графический драйвер
В папке CRU есть файл под названием restart64.exe. Запустите его от имени администратора. Это приведёт к перезагрузке графического драйвера.
Экран начнёт мигать, могут временно возникнуть неполадки в его работе. В первую очередь это относится к приложениям с аппаратным ускорением, играм, магазинам вроде Steam. Их можно просто перезапустить.
Новое кастомное разрешение будет отображаться в глобальных настройках Windows и во всех приложениях и играх, где можно менять разрешение.
Тестирование
Тестовый компьютер
- Процессор: AMD Ryzen 9 3900X
- Видеокарта: Nvidia GeForce RTX 3080
- Оперативная память: 2 х 8 Гб, 3600 МГц, DDR4
- Материнская плата: MSI MAG X570 Tomahawk WiFi
- Накопители: два твердотельных накопителя NVMe по 480 Гб
- Блок питания: XPG Core Reactor 850 Вт
На какое повышение производительности можно рассчитывать за счёт масштабирования разрешения?
При масштабировании в 83% частота кадров должна вырасти примерно на 15%, особенно если масштабирование происходит с очень высокого разрешения.
В данном случае выполнялась проверка масштабирования разрешения в таких играх, как Assassin’s Creed: Valhalla, Red Dead Redemption 2, Borderlands 3.
Новый шутер Gearbox оказывает значительную нагрузку на видеокарты на максимальных настройках. На этот раз игру запустили с уменьшенным объёмным туманом. Даже тогда средняя скорость составила 66 кадров/с на разрешении 4K, иногда было ниже 60 кадров/с.
На разрешении 3200 х 1800 в среднем удалось получить 84 FPS, что означает прирост на 27%.
Очередная игра серии Assassin’s Creed создавалась с прицелом на новые консоли PlayStation 5 и Xbox Series X. Это игра для устройств разных поколений, которую можно масштабировать вплоть до первой версии Xbox One. При максимальных настройках она очень требовательная.
В таком случае видеокарта GeForce RTX 3080 выдаёт около 50 FPS. Даже с кастомными настройками игра на естественном разрешении показывает лишь 57 FPS. На 1080p скорость повышается до 68 FPS, то есть на 19%. Это позволяет добиться стабильных 60 FPS.
Red Dead Redemption 2 от Rockstar обладает насыщенным открытым миром. Игра хорошо идёт при максимальных настройках, но их изменение может ещё улучшить ситуацию. С кастомными настройками на разрешении 4K скорость была 79 FPS. Масштабирование разрешения на 1080p позволило достичь 96 FPS. Это позволяет устанавливать очень требовательные настройки вроде тесселяции деревьев, пользоваться которыми в противном случае нет возможности.
Horizon Zero Dawn является эксклюзивной игрой для PlayStation 4. На компьютерах качество персонажа и окружения находятся на уровне лучших игр AAA 2020 года. Внешний вид и производительность даже лучше по сравнению с Assassin’s Creed: Valhalla. При этом потребуется видеокарта RTX 3080 или выше, чтобы играть на разрешении 4К. При наличии других карт масштабирование разрешения является лучшим способом увеличить скорость игры.
На нативном разрешении 4K тестовая система выдала 78 FPS. На разрешении 1080p средняя частота составляет 96 FPS. Это как две капли воды похоже на производительность RDR2, но при этом минимальные значения у Horizon Zero Dawn заметно выше.
На разрешении 1080p нижний 1% составляет 77 FPS, поэтому провалов ниже чем 60 FPS нет. Если у вас есть монитор 4К с большой частотой обновления, масштабирование разрешения даёт доступ к повышенной частоте кадров в данной игре.
Значительное увеличение производительности
Как и можно было предположить, все проверенные игры продемонстрировали заметный рост FPS при уменьшении разрешения. Уменьшение числа пикселей на 17% ведёт к среднему повышению частоты кадров на 27%. Игровые движки в наши дни часто связывают определённые графические эффекты с разрешением буфера кадра.
Например, на нативном разрешении 4K альфа-эффекты с четвертью разрешения будут обрабатываться на 1920 х 1080. Если бы у вас было разрешение 3200 х 1800, они бы обрабатывались на 1600 х 900.
Что насчёт DLSS 2.0?
DLSS 2.0 была протестирована в игре Watch Dogs: Legion. Традиционное масштабирование разрешения работает неидеально и влияет на качество изображения, поскольку обрабатывается меньше пикселей. Особенно это заметно, когда отображается изображение на большом расстоянии и высокочастотная детализация. Увеличение резкости может помочь, но это не панацея.
Отчасти панацеей является DLSS 2.0. Это показали тесты в Wolfenstein: Youngblood и Control. За счёт использования тензорных ядер RTX алгоритм DLSS AI способен начать с ввода на более низком разрешении и эффективно воссоздать пропущенные пиксели так, что картинка неотличима от нативной обработки. На нижнем уровне качеством приходится жертвовать, зато прирост производительности огромный.
Когда DLSS установлено на значение «Качество», результат в среднем составлял 55 FPS. Этот режим даёт качество изображения, которое чуть лучше по сравнению с нативным разрешением с TAA. Работает это намного лучше. В любом случае, мы находимся на территории ниже 60 FPS и иногда даже ниже 50 FPS.
DLSS Balanced предлагает хороший баланс производительности. Среднее значение составляет 62 FPS, минимальный 1% в районе 50 FPS. Это не идеально, но хорошо сочетается с режимом Adaptive V-Sync.
Когда DLSS работает в режиме производительности, качество изображения слегка ухудшается. Зато средняя частота кадров растёт до 72 FPS, а нижний 1% до 60 FPS. Если вы ищете стабильные 60 FPS, этот режим для вас. В конце попробовали режим DLSS Ultra Performance, но вряд ли можно порекомендовать пользоваться им.
Nvidia что заявляет, что DLSS Ultra Performance нужен только для мониторов 8K, и это не просто маркетинговые слова. Если включить этот режим на разрешении 4К, игра масштабируется всего с 720p. Хотя неподвижные кадры выглядят вполне прилично, задвоение и артефакты влияют на качество картинки при повороте камеры.
Ultra Performance в среднем даёт 86 FPS и 66 FPS на нижнем 1%. Это неплохой прирост по сравнению с режимом производительности, но уменьшение качества изображения делает его использование неоправданным.
Бонусный раунд: кастомная частота обновления
Проблема средней частоты ниже 60 FPS не в медленной работе, а в подтормаживаниях. При скорости между 50 и 60 FPS частота нестабильная и воспринимаемое значение кажется более низким. Если на нативном разрешении невозможно получить 60 кадров/с и при этом вы не хотите применять кастомное разрешение, есть ещё один вариант: кастомная частота обновления. Этот вариант не для всех и не всем понравится итоговый результат. Его стоит попробовать, если видеокарта не справляется.
Подробное меню разрешения CRU даёт возможность менять частоту обновления и разрешение экрана. Если вы хотите установить кастомную частоту, используйте те же инструкции, что и при настройке разрешения. Вместо ввода кастомного разрешения укажите кастомную частоту обновления.
Отличными вариантами являются 50 Гц и 55 Гц. 55 Гц внешне не отличишь от 60 Гц. На самом деле это на 10% ниже цели по производительности. При 50 Гц игра становится менее отзывчивой. И всё же, это намного более плавное значение, чем на консолях с 30 Гц. Также это даёт запас в 10 FPS, когда вы пытаетесь заблокировать частоту обновления для получения стабильного значения. В Cyberpunk 2077 50 Гц предлагают более плавную и стабильную работу по сравнению с 50-60 FPS в противном случае.